levitasi (levitasi) wrote,
levitasi
levitasi

Рязанов.

Умер Эльдар Рязанов…
Это был один из тех режиссеров, которые, без преувеличения, составляли славу советского кинематографа. Но в отличие от многих своих именитых коллег, создававших социальные и психологические драмы и трагедии, Рязанов снимал простые, на первый взгляд, комедии. Жанр, считавшийся во все времена, начиная с античности, низким и, как бы, второстепенным. Однако «Служебный роман», « Гараж», «Берегись автомобиля» и другие не выглядели аутсайдерами рядом с такими шедеврами, как «Летят журавли», «9 дней одного года», «Июльский дождь», «Солярис», и другими.
Его фильмы вырастали из анекдотов, нелепых ситуаций, путаниц. Они были правдивы и чуточку фантастичны, насмешливы и грустны, лиричны и порой жестоки – но они были точнейшей калькой с нашей жизни. Да и сами эти фильмы были, я бы сказал, для внутреннего, внутрисоветского пользования. Конечно, и у рязановских фильмов есть международные награды. Но его фильмы не создавались с оглядкой на Запад, что во время расцвета творчества мастера было и невозможно. Он не делал фильмы, как подчас создают их сегодня – подспудно думая о том, на какой фестиваль везти: на Каннский или Венецианский, и как фильм оценят западные критики. Но «советскость» фильмов Рязанова никоим образом не влияла на их художественные достоинства.
В Рязанове, кроме его огромного таланта поражает и высочайший профессионализм и творческая «всеядность». Под профессионализмом я подразумеваю не только виртуозное владение мастерством режиссера, но и готовность работать. Посмотрите на фильмографию Рязанова. 28 художественных фильмов и 12 документальных – это почти один фильм в два года. Так работали лучшие кинорежиссеры мира: Антониони, Феллини, Скорсезе, Вайда. Это и есть профессионализм высочайшего класса – постоянное нацеленность на работу. Ведь в чем состоит профессия режиссера в «сухом остатке»? В создании фильмов. В работе для зрителя. А когда режиссер создает за 40 лет творческой жизни 6 фильмов, пусть талантливых – это непрофессионально.
А ведь кроме режиссуры, Рязанов писал сценарии, был телеведущим, преподавал, писал стихи. Очень часто Рязанов сам играл в своих фильмах. Маленькие эпизодические роли. Может быть, реализовывал несбывшуюся мечту об актёрской карьере? А может быть поступал как многие художники Возрождения, которые помещали свой портрет в число персонажей картины, но не на первом плане, а в толпе?
Сценарии к большинству своих фильмов Рязанов писал сам. Один или совместно, чаще всего с Э.Брагинским. И, положа руку на сердце, надо признать, что работы именно этого дуэта вылились в наиболее удачные и, как следствие, популярные фильмы. Естественно, что за 60 лет творческой деятельности у Рязанова были различные периоды – удачные и не очень. Но это нормально. Взлетов и падений в творчестве не бывает только у ремесленников от искусства. Мне творчество Рязанова напоминает прыжок с трамплина: мощный разгон – красивейший свободный полет - твердое профессиональное, но без блеска, приземление и маловыразительный финиш.
Есть и еще одна причина, по которой такая длительная карьера не могла быть ровной. Эта причина – страна, в которой Мастер жил и творил. Страна в течение всего периода творчества Рязанова менялась, иногда резко и жестоко. Но изменялась не только она, вместе со страной менялись и люди, и, как следствие, творчество режиссера. И это была отнюдь не конъектура. Это было понимание той обстановки, тех стремлений, тех чаяний, которыми жили его сограждане.
К сожалению, находятся и такие критики, которые умудряются ставить это ему в вину, объявляя Рязанова политическим приспособленцем. Знаемое дело - когда уходит кто-то из великих, всегда найдутся недоброжелатели, старающиеся ради собственного пиара «лягнуть умершего льва». Скорее всего, это связано и с тем, что фильмы Рязанова были действительно народными фильмами. За исключением кучки эстетствующих снобов они были востребованы подавляющим большинством зрителей всего Союза. Бывшего и его нынешних обломков. Эти фильмы были полны добра, любви, оптимизма. Они заряжали и продолжают заряжать зрителей не только хорошим настроением, но и бодростью духа, энергией, верой в то, что «добро побеждает зло». Рядом с современным российским кино, фильмы Рязанова выглядят маяком надежды и света. Кстати, вот, что сам Мастер говорил о нынешнем кино: «Я стал частным лицом и могу сказать, что меня настораживает то, что кино сегодня делается про дебилов и для дебилов. Ясное дело, что без них у нас дело не обходится. Страна-то богатая. Чтобы стать режиссером, сегодня достаточно иметь деньги. Много денег. Нанял хорошего оператора, замечательных актеров, и дело вроде бы сделано. Но если нет режиссера, способного все это одухотворить, то ничего не будет. Не нужно большого таланта, что бы показать, как отрезают пальцы. Наше кино отличалось всегда состраданием и милосердием, интересом к маленькому человеку. А теперь мы что видим на экране? Сплошных охранников, дебилов и олигархов. Но разве мы живем среди питекантропов?...А мы стали все чаще снимать необаятельные и злые фильмы.»
Tags: Рязанов
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments